Жажда: Записать собеседование. Как за 2 года создать HR-сервис, предлагающий подписку стоимостью свыше 1 млн рублей
Одному из основателей сервиса VCV Николаю Волчкову часто приходилось проводить кастинги среди актеров. Это довольно сложный процесс, и хотелось его оптимизировать.О том, как проект вышел за пределы киноиндустрии и стал отдельной площадкой для записи видеорезюме, рассказал Жажде совладелец и генеральный директор VCV Арик Ахвердян.
Жажда: Записать собеседование. Как за 2 года создать HR-сервис, предлагающий подписку стоимостью свыше 1 млн рублей
Одному из основателей сервиса VCV Николаю Волчкову часто приходилось проводить кастинги среди актеров. Это довольно сложный процесс, и хотелось его оптимизировать.О том, как проект вышел за пределы киноиндустрии и стал отдельной площадкой для записи видеорезюме, рассказал Жажде совладелец и генеральный директор VCV Арик Ахвердян.
Вместе с другом Ильей Лазученковым Николай Волчков придумал проект по созданию видеорезюме, чтобы продюсер мог получить первое впечатление от актера еще до приглашения на кастинг. Собственно, поэтому сервис и называется Video CV – VCV.
Появление компании
Компанию зарегистрировали в 2010 году. Сервис начали тестировать в Красноярске, используя региональный рынок как стартовую площадку. Первоначальная версия проекта подразумевала платформу для поиска работы, на которой соискатели вместо текстовых резюме размещали видеоролики.
Арик Ахвердян: «Поначалу Николай Волчков и Илья Лазученков вкладывали свои средства. Они рассчитали, что для запуска пилотной версии должно хватить относительно небольшой суммы – порядка миллиона рублей. Но этих средств не хватило. Через год привлекли первого инвестора – совладельца компании Red Wings Сергея Кузнецова. В период с 2011 по 2014 годы он инвестировал в проект более 70 млн рублей и продолжает оставаться основным инвестором до сих пор».


В 2012 году VCV появился в Москве и привлек несколько крупных компаний федерального масштаба, в числе которых были «Спортмастер», «Почта России» и сеть «Кофе Хауз».

Но формат видеорезюме не произвел должного впечатления на рекрутеров маститых компаний. Оказалось, что на просмотр роликов эйчарам приходилось тратить больше времени, чем на пролистывание обычных текстовых резюме.

Среди потенциальных соискателей запись видео тоже не пользовалась большим спросом – было непонятно, кто и когда их просматривает. Поэтому кандидаты обходились привычным вариантом: редактировали свое резюме и размещали его на нескольких HR-сайтах.
Прыжок из «упакованной» должности в буксующий стартап
Арик Ахвердян: «Я сам в рекрутменте с 2003 года, учился в Сиднейском университете в Австралии, проходил стажировки в Кремниевой долине. В 2013 году друзья попросили меня проконсультировать некий сервис видеорезюме, который вроде стартовал неплохо, но по какой-то причине забуксовал. Я на тот момент руководил бизнес-подразделением по рекрутингу в компании SGS (Швейцария). И вот в этот спокойный для меня момент основатели VCV обратились ко мне в надежде найти верную бизнес-модель. Небольшая консультация закончилась тем, что они пригласили меня возглавить компанию, и я согласился».

Так наш герой пришел в проект в качестве внешнего консультанта и знатока рынка HR с десятилетним опытом. Разобравшись, он увидел, что софт сделан хорошо, но продвижение среди потенциальных кандидатов было неправильным.

Людям приходилось загружать видеорезюме и отправлять «на деревню дедушке» в надежде, что оно попадет по нужному адресу, то есть к заинтересованному HR-специалисту. Эйчары же, со своей стороны, вынуждены были смотреть то, что соискатель счел нужным о себе рассказать, но не получали той информации, которая была им нужна.
Арик Ахвердян: «Мы решили полностью изменить формат – видеорезюме заменить на видеоинтервью. Наш сервис стал работать по принципу online-собеседования. Компания, которая находится в поиске новых сотрудников, создает вакансии в системе VCV, придумывает вопросы и устанавливает время на ответ. Затем HR находит подходящего кандидата и отправляет ему письмо со ссылкой на сервис VCV. Соискатель в любое удобное время записывает видео, последовательно отвечая на вопросы компании».



Перезагрузка
Смена формата позволила компании привлечь второго инвестора. Им стал Talent Equity Ventures, дочерний фонд Executive Research, подразделение консалтингового концерна Ward Howell. Они не только инвестировали в проект несколько миллионов, но и обогатили руководство полезными экспертными знаниями.

По состоянию на середину 2013 года VCV оказалась «диджитал-пионером» на рынке рекрутмента. Формат видеоинтервью для России был в новинку, об этом никто ничего не знал.

Создателям проекта приходилось плотно общаться с потенциальными клиентами, рассказывать о продукте, о его формате: почему это выгодно, полезно, интересно. Они участвовали в различных HR-мероприятиях и конференциях, проводили бизнес-завтраки. За полгода удалось привлечь первых трех крупных клиентов – British American Tobacco, «Билайн» и компанию Sony.

Уже в течение 2014 года поток клиентов заметно усилился. Немаловажную роль для молодой команды сыграло сарафанное радио: многие компании узнавали и до сих пор узнают о них по рекомендациям постоянных клиентов.
Отладить форму для обогащения содержания
Вначале бизнес не выглядел таким отлаженным, как сейчас. Первые года два приходилось много экспериментировать. Для того чтобы привести систему VCV в свой нынешний вид, создателям нужно было отточить и технические, и психологические моменты.

Формат интервью удалось улучшить так, что он стал удобным, понятным и быстрым как для кандидата, так и для HR-специалиста.

В отличие от Skype, в системе VCV не требуется одновременной связи рекрутера и соискателя. Видеозапись остается на сервере VCV, и HR может возвращаться к ее просмотру столько раз, сколько нужно. Также можно сбросить ссылку на видео руководителю, чтобы он посмотрел на кандидата.
Арик Ахвердян: «Дистанционные контакты снижают издержки обеих сторон. Я сам очень люблю такие социально-экологичные изобретения – сокращая количество переездов и перелетов, люди меньше загрязняют город, среду, планету. Только представьте, какое количество человек ежедневно курсируют по городу. Теряя время в дороге и создавая пробки, люди часто совершают бесполезные передвижения. Как раз за счет собеседований сократить количество поездок можно. В какой-то степени наш проект позволяет уменьшить эту проблему, облегчая жизнь».



Как показала практика, сервис позволяет хедхантеру экономить не менее половины рабочего времени: живое собеседование занимает от 40 минут до часа, к тому же в строго назначенное время. А ролики можно просматривать в удобное время.

Визуальная подача позволяет оценить манеру речи соискателя, его поведение, обаяние и скорость реакции на неожиданные вопросы – все как при настоящем общении. У кандидата нет возможности ознакомиться со списком вопросов заранее, также он не может сделать вторую попытку. Таким способом сохраняется эффект внезапности, свойственный обычному интервью.

Именно благодаря усилиям компании VCV рынок рекрутмента в России начал осваивать digital-технологии. Использование нового портала показывает в том числе и то, насколько соискатель адаптивен, как он реагирует на последние технологии.

Арик Ахвердян нашел правильный путь развития для нового инструмента, и убыточный стартап постепенно превратился в крупнейший российский сервис онлайн-собеседований.
Достичь окупаемости за счет сжатия
В конце 2014 года перед менеджментом VCV инвесторами была поставлена цель – выйти на самоокупаемость. Предстояло активное наращивание продаж при одновременном сокращении расходов. Уже через год эта цель была достигнута. Штат компании пришлось урезать до 12 человек, многие направления вывели на аутсорсинг.
Арик Ахвердян: «Сейчас у нас более 65 клиентов, среди которых компании «Сбербанк», «Билайн», «М.Видео», «Райффайзен Банк», Х5 Retail Group, METRO Cash and Carry, Danone, «Сибур», Mars. В числе клиентов сервиса можно назвать порядка 50 крупных – среди них имеются международные компании и корпорации».



Рекомендации текущих клиентов являются одним из самых сильных каналов привлечения. Дополнительные мероприятия по продвижению тоже приносят хороший результат. Но и активность внутри профессиональной среды имеет немаловажное значение. Большинство HR-специалистов знакомы между собой и хорошо общаются.

Для коллег была создана программа «Приведи друга». Если HR-специалист, являющийся клиентом, рекомендует VCV знакомому, который подключается, то такой компании даются 2 бесплатные недели пользования программой.
Отладить форму для обогащения содержания
Сервис VCV был запущен летом 2013 года, и к 2016 году среднемесячная выручка доросла до 1,5 млн рублей. За весь 2016 год оборот составил 15 млн рублей – это в 2 раза больше, чем в 2015 году.

2017 финансовый год также планируется закрыть со стопроцентным увеличением – это программа-минимум. Предпосылки для этого есть: количество постоянных клиентов стабильное, имеется стратегия по привлечению новых.

Сейчас VCV работает преимущественно с крупными заказчиками, сервис наилучшим образом работает как раз для компаний большого масштаба, с плотным потоком набора сотрудников. Взаимодействовать выгоднее на основе подписки.

«Наш продукт недешевый, – предупреждает Арик Ахвердян. – Безлимитный доступ к платформе на год имеет цену 1,1 млн рублей. Есть вариант месячной подписки на одну вакансию – это будет стоить 10 тыс. рублей. Такой формат удобнее для малого и среднего бизнеса».
Пройденные пороги – как лестница для будущих успехов
Наш герой перечисляет основные достижения трехлетней работы:
1
VCV сформировала спрос на услугу digital-собеседования. 3 года назад в России никто не знал, что такое видеоинтервью, а сегодня это популярный тренд.
2
Поменялся подход к процессу отбора персонала: новые технологические методы отбора эффективнее и оптимальнее старых классических.
3
Появилось несколько новых сервисов, которые помогают рекрутерам работать быстрее и качественнее, например аудиобот. Кроме того, активно развивается виртуальная реальность.
4
Началась работа на рынке СНГ, и уже подключились к платформе несколько зарубежных компаний.
Арик Ахвердян: «Мы были первым сервисом видеоинтервью в России. Разумеется, на тот момент ни о какой конкуренции не было и речи, мы сами создавали этот рынок. Сейчас есть пара-тройка игроков, которые появились относительно недавно, но мы не считаем их серьезными конкурентами».



В конце концов, чем больше подобных компаний будет появляться, тем лучше для всего рынка рекрутмента – система будет развиваться и активнее внедряться в бизнес-процессы.

Текущие конкурирующие компании не добавляют пока VCV ни тревоги, ни изобретения новых идей. Но с дальнейшим развитием рынка можно будет расширять перечень предлагаемых инструментов. Так, инвестор Сергей Кузнецов допускает, что в будущем можно будет снова обратиться к формату видеорезюме, с которого все начиналось.

Создателям сервиса интереснее конкурировать с глобальными игроками на HR-Tech рынке. В США, например, формат видеоинтервью уже давно пользуется большой популярностью. Две самые известные американские платформы – это HireVue и Take the Interview.
Автоматизация против живого общения
Арик Ахвердян охотно делится планами компании, в число которых входит:
1
Увеличение узнаваемости бренда, а также самой технологии. Команда хорошо поработала в этом направлении, но еще есть к чему стремиться.
1
Выход на международные рынки. Уже есть ряд клиентов в Казахстане, но в планах расширяться и дальше, доработав англоязычную платформу.
1
Расширение продуктовой функциональной линейки. В каких-то аспектах сервис уже опережает глобальных игроков, надо усиливаться по другим фронтам.
1
Активный рост с учетом перечисленных выше факторов.
Внедрение роботизации тоже входит в планы компании. Уже сейчас аудиоробот способен выполнять функции оператора колл-центра. За 10 минут он способен пригласить на собеседование около 1000 человек.

Применение искусственного интеллекта для отбора персонала – это реалистичный тренд. Онлайн-роботы способны по видеозаписи распознавать мимику людей, классифицировать типажи, отслеживать психологические реакции. Все это будет активно применяться в ближайшие 10 лет.

«Хотя живое общение, конечно, ничто не заменит. Ведь любой бизнес делается людьми и для людей», – заключает наш герой.
Итог: компания VCV в цифрах и фактах
Начало проекта
2010 год.

Создание сервиса видеоинтервью
Лето 2013 года.

Годовой оборот
15 млн рублей (2016).

Число клиентов
70 человек.

Общие инвестиции
65-70 млн рублей.

Выход на самоокупаемость
Через 2 года.

Стоимость подписки
От 10 тыс. в месяц до 1,1 млн рублей в год.

Оригинал статьи.

Кристина Фирсова
Обозреватель «Жажды»
Полезно? Поделись в соцсетях!