Вы отвечаете в компании не только за HR, но и за IT. Что нового вы делаете с точки зрения технологий?
Во-первых, это автоматизация процессов. Например, сотрудники могут высказывать свое мнение, ставить кому-то оценки, посмотреть свою зарплату и понять, как она устроена, почему такая премия и так далее…
Это какая-то особенная система?
Да. Причем у нас автоматизированы не все рабочие места, например, у ремонтников, как правило, нет компьютера. Поэтому мы ставим специальные устройства, похожие на банкоматы или терминалы оплаты мобильной связи, где можно приложить пропуск и все узнать, или заказать справки в отделе кадров, или что-нибудь еще…
Здорово. Эта система нацелена на большинство сотрудников компании. А существует что-нибудь конкретно для HR?
Сейчас мы внедряем SAP, но были какие-то системы, которые уже работали раньше, и мы не стали их переделывать — например, босс-кадровик. Хотя возможно мы когда-нибудь придем к единой системе, в которой будет работать весь HR. Кроме того, мы понимаем, что неизбежно приходят поколения Y и Z – а компании тяжелой промышленности имеют репутацию ретроградных и неповоротливых. Так что мы хотим себя максимально перепозиционировать, начиная с того, как выглядят наши офисы, и заканчивая разнообразными IT-программами. Мы собрали специальную команду, которая думает, какие мобильные приложения нужно разработать…
Для сотрудников?
Да. И часть связанных с HR вещей будет как раз выведена туда. Мы еще не знаем, сделаем ли мы это прямо сейчас или немного подождем. Но, например, уже есть дизайн мобильного приложения «Вливайся» для новых сотрудников. С его помощью можно будет узнавать полезную информацию по компании, которая необходима новичкам в несколько первых месяцев работы: кто где находится, что и как надо делать и так далее.
А есть что-нибудь совсем футуристическое?
- Консультанты, конечно, рассказывают, что скоро big data придет и в HR тоже, будет собирать информацию о сотрудниках и подсказывать, как их лучше развивать. Частично это уже есть — системы измерений по компетенциям, MBTI, которые помогают определить тип личности человека и узнать, что для него лучше. Но обещают совсем чудеса. Мы будем с нетерпением следить за развитием этих технологий.
Но вы верите в то, что в какой-то момент все эти чудеса станут реальностью и big data будет вам сразу говорить, какого кандидата взять и что с ним будет через 10 лет?
Говоря языком бывшего физика: иногда объект меняется быстрее, чем его измерение. То есть мы, конечно, можем собрать про человека все данные, но мне почему-то кажется, что у этих систем есть определенный предел. Все-таки человек, его психология и поведение — более сложная субстанция, чем можно вот так алгоритмически описать. Вот мы приставим его к какому-то другому человеку или поставим в другую ситуацию, и его траектория изменится, о чем машина еще позавчера и не подозревала.
Мне интересно, как вы подбираете себе команду. Есть какие-то определенные вопросы, которые вы задаете всем кандидатам на собеседовании?
Таких серебрянопульных вопросов, наверное, нет… Когда мы нанимаем сотрудника со стороны, мы всегда смотрим на его профессиональные компетенции, проверяем их на кейс-интервью. У нас есть вербально-числовой тест и определенный порог, ниже которого мы кандидатуры даже не рассматриваем. Обязательно пытаемся оценить мотивацию человека, зачем он хочет у нас работать. Если он пришел, потому что здесь у него зарплата будет выше — это не интересно. Также нам очень важно, чтобы кандидат разделял нашу систему ценностей, которую мы с таким трудом и терпением выстраиваем. Но все-таки главным фактором является предыдущая карьера. Если человек был успешен где-то в чем-то — с большой долей вероятности он будет успешен и дальше. А если он рассказывает, что на первой работе был начальник дурак, на второй он часто болел, на третьей просто не повезло и фирма разорилась — то скорее всего, ему и тут не повезет.
Есть мнение, что иногда поражение ценится больше, чем успехи, если превратить его в полезный опыт.
Философский вопрос. Все-таки мы исходим из того, что большинство работодателей дает сотрудникам посильные задачи. Никто не заставляет их искать черную кошку в черной комнате. Просто кто-то справляется, а кто-то нет.
Василий, какие советы вы можете дать начинающим компаниям, чтобы вырасти и стать успешными в бизнесе и в управлении персоналом?
Никогда не унывать, постоянно самосовершенствоваться и всегда учиться. Это главные принципы, которые мы пытаемся претворять в жизнь.