А что происходит с банковским рынком в целом?
В. Х.: Конечно, банки становятся цифровыми. Если 15 лет назад не было других вариантов, кроме отделения банка, то сейчас все уходит в digital. В Европе и Америке есть банки, которые позиционируют себя как полностью цифровые — я думаю, что это будущее всех банков в России. Но надо исходить из готовности и ожиданий потребителей. Нельзя просто закрыть все отделения и уйти в цифру, потому что тогда мы рискуем потерять свой бизнес. Есть люди, которые к этому сейчас не готовы. Конечно, наша цель – соответствовать реальности сегодняшнего дня. У нас есть цифровой канал, и мы будем его развивать. Есть и отделения, которые мы также будем продолжать развивать, но они должны становиться максимально удобными.
Я помню времена, когда было модно работать в банке. Потом начался кризисный период, и очень много людей перешли в другие индустрии. Как сейчас, есть поток аудитории или сегодня круче работать где-то еще?
О. П.: Могу сказать, что сейчас конкуренция колоссальная. IT таланты, например, нужны везде. Но помимо этого направления, в банках много другого функционала — и риски, и compliance, и финансы, и юристы, и маркетинг, и продажи, и разработка продукта… Мне кажется, что в банках работать интересно. Каждый год мы набираем молодежь, у нас есть программа стажировок, которая покрывает совершенно разные сегменты. Конечно, есть наиболее популярные функции. Когда мы публикуем вакансию M&A аналитика, у нас за три дня набирается 400 кандидатов, и мы закрываем постинг, чтобы переместить поток на другие позиции (улыбается). Но все равно и на других позициях отклик есть.
Мне кажется, основная проблема банковской индустрии в слишком сложной внутренней структуре: тяжело человеку извне понять, куда следует подавать свою анкету. Поэтому задача и «Райффайзенбанка», и всей индустрии в целом — инвестировать в отношения со студентами и делать прозрачными карьерные возможности.
Существует разрыв между компаниями, которые хотят полезные сервисы, но не могут их найти, и интересными продуктами, которые почему-то никто не покупает. Есть ли какие-то сервисы или услуги, которых вам не хватает на рынке?
В. Х.: Мне кажется, рынок HR довольно плоский. При кажущемся многообразии, в реальности очень мало предложений. И на этом фоне возникает ощущение усталости генов, потому что одни и те же продукты реапплицируются компаниями снова и снова. Начали одни делать Agile – все стали делать Agile. При этом осмысленно внедряют эту технологию единичные компании. И таких историй очень много. Существует дефицит нестандартных решений, которые позволяют компаниям стать из хороших прекрасными.
Можешь привести пример?
В. Х.: Допустим, системы развития высших руководителей компании. Казалось бы, рынок заполнен разными предложениями. Но эти предложения, как правило, пакетные. Есть консультанты, которые говорят: «Мы разработаем нестандартное решение для вашей ситуации и решим все ваши проблемы», - но они по-прежнему ментально не готовы выходить за рамки стандартных схем, которые уложены у них в голове. Выдают тебе те же самые стандартные решения и не понимают, почему ты от них отказываешься.
Когда мы искали совсем недавно провайдеров на сессию по развитию обратной связи для руководителей, было огромное количество предложений, которые просто, на мой взгляд, не понимают специфику компании и аудитории, с которой они работают. Предлагают высшим руководителям прыгать в мешках и считают, что это создаст новые условия для обратной связи, не помещая эти вещи в контекст происходящего.
К чему это приводит? К тому, что мы начинаем искать на рынке не в России. В данном случае мы нашли провайдера в Нидерландах, который обладал хорошими навыками консультанта, чтобы услышать то, что нам нужно, прекрасными аналитическими способностями, чтобы пропустить через себя нашу потребность, и очень высоким уровнем профессионализма, чтобы на мировом рынке понять, какая программа может быть использована с учетом нашей потребности. Эта ниша, на мой взгляд, в России коммерчески пустая.
Как тебе удалось найти такого профессионала в Европе?
В. Х.: Личные контакты, участие в мероприятиях в разных странах, куда ездят профессионалы и консультанты — что называется, нетворкинг. Развитие своей сети профессиональных контактов, с которыми ты можешь связаться, задать вопрос, они тебе дадут какие-то другие контакты. Формирование своей экосистемы, из которой в нужный момент ты «вытаскиваешь» нужные знакомства.