Владимир Герасичев
бизнес-тренер, основатель и генеральный директор Business Relations
Владимир Герасичев (Business Relations): Тренинги не изменяют привычки
Владимир Герасичев один из самых востребованных и известных тренеров в российском бизнес-сообществе. Более 20 лет занимается тренерской деятельностью, из которых 15 специализируется на проведении корпоративных тренинговых программ. О том, как создать эффективную рабочую среду, Владимир рассказал в интервью Арику Ахвердяну, генеральному директору VCV и ведущему программы «HR&Business» на канале Медиаметрикс.
Владимир Герасичев (Business Relations): Тренинги не изменяют привычки
Владимир Герасичев один из самых востребованных и известных тренеров в российском бизнес-сообществе. Более 20 лет занимается тренерской деятельностью, из которых 15 специализируется на проведении корпоративных тренинговых программ. О том, как создать эффективную рабочую среду, Владимир рассказал в интервью Арику Ахвердяну, генеральному директору VCV и ведущему программы «HR&Business» на канале Медиаметрикс.
Владимир разработал свою собственную методику в области обучения и мотивации персонала, адаптируя коучинг к российскому менталитету и реалиям. Компанию Business Relations Владимир основал в 2007 г. В том же году вместе с Олегом Синякиным написал книгу "Dream Team".
Про принципы работы тренингов
Владимир, расскажите о компании Business Relations.

Компания Business Relations существует на рынке более 20 лет. Изначально было другое название, но потом мы изменили его на Business Relations. Более 250 тысяч выпускников прошли наши тренинги, а это примерно 300 компаний. География наших тренингов огромная – в них можно поучаствовать не только в нашей стране, но и за границей – в Японии, Европе, Америке. Мы проводим тренинги на русском, и на английском языках. Команда Business Relations состоит из пяти тренеров и двадцати организаторов по всему миру. В нашей команде есть тринити–девушки, которые в любой точке мира могут нас сориентировать и направить по нужному адресу.

Если я правильно помню, самый известный тренинг - это «Контекст». Что это за тренинг? Я лично на нем не был, но очень много о нем слышал.

Есть два типа тренингов под таким названием. Один называется просто «Контекст», и он очень популярен из-за документального фильма на Первом канале. Второй тренинг - «Бизнес Контекст». «Контекст» популярней, его прорыв произошел резко и неожиданно. Он более медийный, его много обсуждают, он есть и в сети.

Тренинг «Бизнес Контекст» проводится в более масштабных объемах. Мы работаем с огромным количеством компаний, но, к сожалению, этот тренинг нельзя посмотреть, ведь ни одна компания не захочет, чтобы произошедшее внутри афишировалось снаружи. Поэтому у нас нет записей с этого тренинга.

Чем они отличаются? Во-первых, у них разные форматы, во-вторых, цели. «Контекст» – это тренинг для всех желающих. В последнее время он собирает от 100 до 150 человек и становится все более востребованным. «Бизнес Контекст» собирает меньше слушателей – около 20-25 человек. В нем, как правило, участвуют люди, которые работают в одной компании, объединены одной целью, идеей. Это люди, которые влияют на результаты компании, создают бизнес-контекст – среду, в которой они меняют свое отношение к тому, что и как они делают, добиваются лучших результатов.

В 40 лет человек уже такой, какой он есть. И неужели, побыв с вами один или два дня, он может так кардинально себя изменить, что станет «звездой»?

Нет, звезд мы не готовим. Во главе любого тренинга – тренер, желательно с хорошей квалификацией. Это может быть хороший оратор, но это не всегда приравнивается к понятию «хороший тренер». На мой взгляд, это абсолютно разные люди. Стулья, аудитория, бумага, ручки и все, что происходит в зале тренинга - это общение. Сам по себе разговор может быть абсолютно бесполезным. Если бы тренинг сразу что-то давал, все люди получали бы один и тот же набор знаний.

Когда вы приходите на тренинг, вы получаете интеллектуальный продукт, общение и личный опыт. Каждый человек выносит свой опыт, идеи и мысли. Сейчас нас слушают около 7 тысяч человек, и каждый из них имеет свою интерпретацию того, что мы рассказываем. Каждый относится к этому по-новому, поэтому, я глубоко убежден в том, что это честный разговор. Если вы приходите на тренинг, вы приходите работать. Если вы хотите что-то взять, то, как минимум, знаете свою цель. Знаете, для чего вы туда пришли.

Чем отличается лекция от тренинга? Сейчас проводится много тренингов, которые на самом деле являются лекциями, на которых человек что-то интересно, зажигательно и ярко рассказывает. Это равносильно тренеру в спортзале: вместо того, чтобы заставить вас правильно отжиматься или бегать, он будет просто рассказывать, как это делать.
То, что вы выносите с тренинга, полностью зависит от вас.
Про корпоративные тренинги
Если мы говорим про корпоративное обучение, то кто-то решает, чему учить команду, находит тренера и приводит его. Не кажется ли вам, что личная мотивация человека что-то выучить в разы важнее, чем эти знания, которые периодически насаждают?

Во-первых, в основе лежит обязательство, стремление человека к чему-либо. Если есть стремление к обучению, человек будет открыт, каким бы оно ни было.

Во-вторых, во многом отношение к тренингу заранее сформировано тем опытом, который был у человека ранее и основан на предыдущих тренингах. Но, к сожалению, уровень тренингов, которые проходят в нашей стране, не очень высок.

В-третьих, все зависит от того, какие у него отношения с начальством и командой. Если отношения хорошие, есть доверие, открытость и понимание общей цели, то проблем не возникает. Но если этого нет, человек идет, но сопротивляется. Не тренеру, не компании, не процессам, а той обстановке, культуре, системе взаимоотношений или конкретному человеку, который его туда позвал.

Если человек пришел на тренинг, задача тренера состоит в том, чтобы все это вскрыть и заинтересовать человека уровнем своего профессионализма. То, что происходит в зале, мы называем словом "magic" – волшебство. Уже через несколько минут люди сидят на краю стула, внимательно слушают и поражаются тому, как быстро тренер иллюстрирует то, что в действительности происходит в компании. Кроме того, мы можем узнать о сложившихся взаимоотношениях, о том, кто бежит, а кто нет, кто выкладывается на полную силу, а кто и вовсе нет.

Я хочу донести одну очень важную мысль: вместо того, чтобы рассказывать умным, опытным людям, зарабатывающим миллиарды рублей о том, как надо работать, лучше сфокусироваться на том, как они работают сейчас, какие у них проблемы, сложности, взаимоотношения, в чем они заинтересованы, а в чем нет. Уважают и слушают ли они друг друга, проявляют ли они ответственность. Мы создаем контекст, который и определяет эффективность работы в коллективе в целом. Люди приходят с очень разным отношением к тренингу.

Если в корпоративном формате компании есть хотя бы несколько человек, которые понимают важность и значимость процесса, этого уже достаточно. Мы создаем критическую массу людей, заинтересованную в своих целях и способах их реализации. «Бизнес Контекст» состоит из трех блоков, а интервал его проведения – примерно раз в месяц. Люди получают опыт, который они потом могут применять у себя на работе. За этот промежуток времени они что-то осознают, проверяют или применяют на себе. При таком подходе их отношение меняется, и на второй тренинг они приходят с принципиально другим отношением. Если человек не осознал и не понял, он просто не приходит. Таких единицы, основная масса возвращается.

Если в компании знают и понимают, для чего нужно обучать персонал и хотят это сделать, это уже не профессиональный тренинг, а личностный?

Все-таки он профессиональный, потому что есть просто «Контекст». Это – личностный тренинг, он повышает личную эффективность и качество жизни. В этом тренинге мы затрагиваем темы, которые не рассматриваются на корпоративном «Бизнес Контекст». Некоторые тренеры говорят, что, пока люди не разберутся со своим личным, они не будут эффективны. Я считаю, что это абсолютно не совместимые вещи. Мы не пересекаем черту, где говорим о личном или прошлом. Поэтому это – чисто корпоративный тренинг, посвященный повышению эффективности через изменение отношения. Это такая вещь, которую очень сложно померить, потрогать, это раз. Отношение меняется по ходу самого тренинга, когда люди видят социальность. Это реально влияет на качество их работы.

Тренинг – это инструмент и надо четко понимать, что, когда вас приглашают, вас приглашают с определенной целью, а не просто «для галочки». Наши тренинги дорогостоящие, и люди должны точно знать, для чего им это нужно. Тренинг направляет на достижение конкретной цели, это инструмент, который позволяет людям достигать результатов.

Но где мой выбор, когда цель тренинга мне навязывает компания, и я должен подстроиться?

Все зависит от того, какая система взаимоотношений построена в коллективе. Если есть доверие и понимание целей и задач, которые стоят перед организацией, то применение инструмента, который на взгляд руководства, является полезным и эффективным, не вызовет отторжения. А если у вас в компании формальные отношения и люди не заинтересованы, они не отреагируют и на тренинг. Нужно смотреть в контекст, потому как это некая внутренняя связь. Она проявляется тогда, когда вы приглашаете людей на тренинг. В России большая часть тренингов несет негативный шлейф, из-за того, что их проводят люди, которые до сих пор не вышли из старых американских программ.

Есть две причины того, почему они воспринимаются негативно: во-первых, тренинги проводились не профессионалами, которые начитавшись книг, решили, что они тренеры. Во-вторых – слишком много эмоций. После такого тренинга человек получает эмоциональный подъем, но не понимает, что именно его зацепило и заинтересовало.

Еще один негативный момент в том, что, люди должны приводить других. Вот это все создало максимально отталкивающий эффект. Мы от этого отказались еще в 90-х годах. К сожалению, этот шлейф существует до сих пор, и потребуется какое-то время, чтобы преодолеть это.
Про обучение в зрелом возрасте
Как складывался ваш путь в 90-х годах? Вы планировали тренировать других людей или это просто стечение обстоятельств? Что вами двигало?

Существует два фактора: первый – это стечение обстоятельств, хотя я считаю, что случайностей не бывает. Во время учебы на факультете журналистики МГУ, мы издавали журнал «Путь к себе». Я тогда пришел в издательство «Правда» и договорился о выпуске. Мы открыли кооператив и в 90-м году открыли журнал тиражом 1000 экземпляров. И тогда мы перепробовали на себе все, что можно было. Упал железный занавес, хлынул поток людей, которые хотели увидеть советских людей и преподнести свои знания, технологии и опыт. И все это сформировалось для Business Relations в совершенно фантастический инструмент, который сейчас может дать людям очень много всего за несколько дней.

Мы не «делаем» звезд, но те знания, опыт и отношение, которое вы осознаете на тренинге, действительно может позволить любому кардинально изменить эффективность компании и подходы. Остается бизнес, остаются люди, но благодаря среде и настроению, изменяется результат. Массимо Карерра – тренер, которого даже не планировали брать в Спартак. Но он изменил отношение, привнес другой настрой и зарядил команду драйвом, благодаря которым команда выигрывает. Примерно это же мы делаем в компании. Благодаря этому настрою появляется результат.

Можно ли создать такую атмосферу тренингами, если лидера внутри команды нет?

Когда мы приходим с тренингами, мы находимся в поиске не клиентов, а людей, которым это действительно нужно. Поэтому внутренние процессы компании очень важны. Обычно корпоративная культура складывается благодаря совокупности привычек и характеров ключевых людей. И, если компании повезло с такими людьми, создается настрой. Но не всегда это происходит само. Мы что-то имеем или, наоборот, не имеем благодаря своим привычкам. Это касается всех: лидеров, руководителей и простых людей. Мы осознаем эти привычки, принимаем их и не боремся с ними. Тренинги помогают ярким, харизматичным, добившимся результатов, руководителям быть еще успешнее. Они учатся создавать определенную среду, делиться своим мировоззрением, смотреть, что эффективно, а что нет.

Но тренинги не изменяют привычки, это делают те люди, которые работают непосредственно в компании. Впервые мы повлияли на банк «Хоум Кредит», чем очень гордимся, потому что мы создали новый продукт. То есть, 500-600 человек, включая топ-менеджеров, управление и учредителя, который приехал из Чехии, прошли этот тренинг. Затем внутренние тренеры генерировали перемены с помощью нашего инструмента. То есть, мы даем инструмент, который позволяет конкретной компании стать эффективней. Но если в компании нет человека, который использует этот инструмент, мы бесполезны.

Иногда человек получает MBA, но ничего особенного из этого не извлекает. Но есть и те, которые без MBA делают прекрасную карьеру и становятся успешными. Как вы думаете, имеет ли смысл MBA?

Любое обучение, в том числе и MBA – классная и полезная технология, и я рекомендую всем такое обучение проходить в более зрелом возрасте. Потому что здесь очень важно понять, что вам нужно услышать то, что не впишется в ваши рамки, что вам не понравится, и вызовет сопротивление. Именно это является индикатором того, что это новая информация и ее нужно впустить. Согласиться с информацией и принять ее – разные вещи. Согласиться с информацией – это когда то, что я сказал, совпадает с тем, что говорите вы. Но когда вы принимаете точку зрения тренера, ему не нужно после этого что-то вам доказывать. После вы можете донести свою точку зрения.

Как правило, происходит обратное – люди доказывают свои точки зрения, спорят. Я считаю, что истина рождается тогда, когда два человека слышат друг друга. Безусловно, специфика образования для взрослых есть, и есть люди, которые хотят воспринимать эту информацию. Но есть и те, кто к этому не готов, они пройдут MBA или любой другой курс, но ничего не получат, потому что по их мнению, курс был дурацкий или бесполезный.
Про дистанционное обучение и тренинги для подростков
В последнее время стало популярным и модным дистанционное обучение – MicroLearning. Видите ли вы перспективу перевода «Контекста» в онлайн-формат, чтобы дать доступ большему количеству людей?

Точно, нет. Несколько лет назад я по этому поводу волновался, потому что думал, что все переходит в цифровой режим. Все зависит от того, какая цель у обучения и чему вы учите человека. Есть три ключевых компонента, на которые мы всегда указываем на тренинге «Бизнес-контекст» – профессиональные знания, навыки и отношение. Дистанционно можно передать лишь знания и навыки, отношения через сеть не передать никак. Когда вы приходите на тренинг «Контекст», вы получаете опыт, видите своих коллег не такими, какими вы их видели до этого. Вы чувствуете своих коллег, они открываются вам, проявляются по-другому. Они делятся своими целями, своим внутренним миром. В сети можно просто передать набор знаний, фишек, информации. Тренинг «Контекст» – это только личный опыт, который в сети вы не получите.

Чувствуете ли вы разницу в обучении людей 90-х, 2000-х и современного поколений?


Все люди одинаковы – это факт. Каждое поколение притворяется по-разному, они играют в разные игры, демонстрируют другие фасады, но внутри мы все сделаны из одного и того же. У нас одно и то же сознание, те же стереотипы, взгляды, подходы. Просто сейчас на тренинги люди ходят осознанно. Если в 90-х люди выстраивались в очереди на тренинги только потому, что это было что-то новое, то сейчас они приходят с конкретной целью. Это передается из уст в уста, поэтому приходят те, кто знает, для чего им это нужно. Никакая реклама не привлечет на тренинг. Что бы ни написали, каждый будет воспринимать информацию по-своему. Одни и те же слова могут вызывать отторжение или восхищение. У нас сформировалась определенная аудитория в основном из молодых людей, у которых есть свои цели и конкретные задачи.

Ведете ли вы тренинги для детей и подростков? Ведь в школьном возрасте можно заложить многие вещи?

Подход к образованию детей очень сложен. Но если бы в свое время я узнал о том, что сейчас знают в школьном возрасте, моя жизнь сложилась бы по-другому. Это простой честный разговор о том, как брать ответственность на себя и строить взаимоотношения. О том, что если ты играешь или манипулируешь кем-то, ты получишь меньше, чем когда ты играешь в открытую, создавая партнерство. Мы действительно часто слышим сожаления людей о том, что если бы они узнали о чем-то раньше, то это многое изменило бы.

Почему бы не сделать тренинг для подростков?

Это достаточно сложно. Каждый человек должен заниматься тем, что у него хорошо получается и тем, что он умеет. Например, Тиньков, который раньше занимался пельменями, пивом, а теперь взялся за банковское дело, нанимая при этом профессионалов в своей области. Подавляющее большинство людей, если умеют что-то делать, они делают. Если вы журналист, то вы мастер в этом, если я тренер, то меня ждет успех в этом деле. Сомневаюсь, что если я открою какое-либо другое дело, я буду также успешен, как в этом. Заниматься детьми – задача учителей, школьных или дошкольных образовательных учреждений. Там и так много сложностей, проблем и вмешиваться туда не нужно.

В позапрошлом году Тонни Роббинс проводил тренинг в Лондоне. Участвовало около семи миллионов людей разных возрастов. И я обратил внимание на то, что культура у всех схожа, несмотря на то, что все из разных стран. Больше всего меня поразило, что люди, которые перешли отметку «за 40», реально сожалели о том, что не имели возможности пройти тренинг раньше и прожить эти 20 лет на совершенно другом качественном уровне.

Тонни Роббинс– удивительный и гениальный человек. Он посвятил всю свою жизнь конкретному делу. Тонни интерпретировал свои жизненные события не как трагедию, а как возможность. Это и есть тренинг. Я был на этом тренинге и отметил, что в России мы не сможем провести тренинг такого формата. Только если сам Тонни приедет и проведет его. У нас все-таки менталитет другой. Люди хотят, чтобы все было честно, искренне, без манипуляций. Они это чувствуют, поэтому мы выбрали другой путь.
Как достичь успеха
Что бы вы посоветовали начинающим бизнесменам, которые хотят создать крупные компании?

Успешным можно стать лишь тогда, когда для вас это станет по-настоящему важно, возникнет чувство обязательства, которое будет искренним. Приведу в пример человека, который создал «Кофеманию». Он открыл 30 ресторанов с одинаковым качеством, потому что искренне хотел, чтобы в Москве был хороший кофе. Он внимательно следит за качеством, для него это очень важно. Он открывает свои рестораны, и говорит, что уже не может остановиться, потому что видит и знает свое дело. Если нет внутреннего желания и стремления, лучше не подходите близко, не начинайте, а то рано или поздно вы об этом пожалеете и разочаруетесь.

Чем бы вы ни занимались, не бросайтесь в этот бизнес, как в омут с головой. Идите к нему маленькими шагами, так безопасней и надежней. Вы сможете выработать новые привычки: дисциплину, ответственность, умение держать свое слово, партнерство внутри. Я бы сказал, что первое – это коммитмент, второе – выработка привычек и понимание цели. Третье – без эффективной рабочей среды, без инструмента, вы не будете эффективны, какая бы идея у вас не возникла. А она появляется исключительно в среде - в контексте. Если вы возьмете плохого человека в хорошую среду, он будет работать хорошо. Но если вы возьмете хорошего человека и поместите его в плохую среду, он будет работать соответственно. Cреда – это определяющий фактор. Задавайте критической массе правильный настрой, тогда к вам будут приходить правильные люди, и вы будете успешными.

Полезно? Поделись в соцсетях!