Если мы говорим про корпоративное обучение, то кто-то решает, чему учить команду, находит тренера и приводит его. Не кажется ли вам, что личная мотивация человека что-то выучить в разы важнее, чем эти знания, которые периодически насаждают?
Во-первых, в основе лежит обязательство, стремление человека к чему-либо. Если есть стремление к обучению, человек будет открыт, каким бы оно ни было.
Во-вторых, во многом отношение к тренингу заранее сформировано тем опытом, который был у человека ранее и основан на предыдущих тренингах. Но, к сожалению, уровень тренингов, которые проходят в нашей стране, не очень высок.
В-третьих, все зависит от того, какие у него отношения с начальством и командой. Если отношения хорошие, есть доверие, открытость и понимание общей цели, то проблем не возникает. Но если этого нет, человек идет, но сопротивляется. Не тренеру, не компании, не процессам, а той обстановке, культуре, системе взаимоотношений или конкретному человеку, который его туда позвал.
Если человек пришел на тренинг, задача тренера состоит в том, чтобы все это вскрыть и заинтересовать человека уровнем своего профессионализма. То, что происходит в зале, мы называем словом "magic" – волшебство. Уже через несколько минут люди сидят на краю стула, внимательно слушают и поражаются тому, как быстро тренер иллюстрирует то, что в действительности происходит в компании. Кроме того, мы можем узнать о сложившихся взаимоотношениях, о том, кто бежит, а кто нет, кто выкладывается на полную силу, а кто и вовсе нет.
Я хочу донести одну очень важную мысль: вместо того, чтобы рассказывать умным, опытным людям, зарабатывающим миллиарды рублей о том, как надо работать, лучше сфокусироваться на том, как они работают сейчас, какие у них проблемы, сложности, взаимоотношения, в чем они заинтересованы, а в чем нет. Уважают и слушают ли они друг друга, проявляют ли они ответственность. Мы создаем контекст, который и определяет эффективность работы в коллективе в целом. Люди приходят с очень разным отношением к тренингу.
Если в корпоративном формате компании есть хотя бы несколько человек, которые понимают важность и значимость процесса, этого уже достаточно. Мы создаем критическую массу людей, заинтересованную в своих целях и способах их реализации. «Бизнес Контекст» состоит из трех блоков, а интервал его проведения – примерно раз в месяц. Люди получают опыт, который они потом могут применять у себя на работе. За этот промежуток времени они что-то осознают, проверяют или применяют на себе. При таком подходе их отношение меняется, и на второй тренинг они приходят с принципиально другим отношением. Если человек не осознал и не понял, он просто не приходит. Таких единицы, основная масса возвращается.
Если в компании знают и понимают, для чего нужно обучать персонал и хотят это сделать, это уже не профессиональный тренинг, а личностный?
Все-таки он профессиональный, потому что есть просто «Контекст». Это – личностный тренинг, он повышает личную эффективность и качество жизни. В этом тренинге мы затрагиваем темы, которые не рассматриваются на корпоративном «Бизнес Контекст». Некоторые тренеры говорят, что, пока люди не разберутся со своим личным, они не будут эффективны. Я считаю, что это абсолютно не совместимые вещи. Мы не пересекаем черту, где говорим о личном или прошлом. Поэтому это – чисто корпоративный тренинг, посвященный повышению эффективности через изменение отношения. Это такая вещь, которую очень сложно померить, потрогать, это раз. Отношение меняется по ходу самого тренинга, когда люди видят социальность. Это реально влияет на качество их работы.
Тренинг – это инструмент и надо четко понимать, что, когда вас приглашают, вас приглашают с определенной целью, а не просто «для галочки». Наши тренинги дорогостоящие, и люди должны точно знать, для чего им это нужно. Тренинг направляет на достижение конкретной цели, это инструмент, который позволяет людям достигать результатов.
Но где мой выбор, когда цель тренинга мне навязывает компания, и я должен подстроиться?
Все зависит от того, какая система взаимоотношений построена в коллективе. Если есть доверие и понимание целей и задач, которые стоят перед организацией, то применение инструмента, который на взгляд руководства, является полезным и эффективным, не вызовет отторжения. А если у вас в компании формальные отношения и люди не заинтересованы, они не отреагируют и на тренинг. Нужно смотреть в контекст, потому как это некая внутренняя связь. Она проявляется тогда, когда вы приглашаете людей на тренинг. В России большая часть тренингов несет негативный шлейф, из-за того, что их проводят люди, которые до сих пор не вышли из старых американских программ.
Есть две причины того, почему они воспринимаются негативно: во-первых, тренинги проводились не профессионалами, которые начитавшись книг, решили, что они тренеры. Во-вторых – слишком много эмоций. После такого тренинга человек получает эмоциональный подъем, но не понимает, что именно его зацепило и заинтересовало.
Еще один негативный момент в том, что, люди должны приводить других. Вот это все создало максимально отталкивающий эффект. Мы от этого отказались еще в 90-х годах. К сожалению, этот шлейф существует до сих пор, и потребуется какое-то время, чтобы преодолеть это.