Я провожу параллель со своей командой: сейчас у меня есть возможность выбирать по своим личным качествам, и мне комфортно в той среде. В большой компании я тоже работал: там рядом с тобой коллеги, которых ты не выбирал, и это не всегда приятные тебе люди.
Совершенно верно, но при этом есть этика поведения, и она на достаточно высоком уровне. Плюс все европейские практики настроены на то, что если кто-то ведет себя некорректно, то всегда можно пожаловаться в специальные службы. Поэтому все очень вежливо. Очень. Все письма аккуратные, никто не может ничего требовать срочно. Например, мне приходится несколько раз говорить немецким коллегам, что мне можно и нужно звонить на мобильный телефон. И я могу ответить за пределами рабочих часов.
Насколько у HR-директора большая свобода в таком международном бизнесе, как ваш? Многое нужно согласовывать с функциональными хедами в Европе?
Безусловно, позиция Head of HR в России встроена в большую матрицу, и все принципиальные вещи, конечно, должны быть согласованы. Невозможно ни одного решения принять единолично. Но если у тебя есть достаточно аргументов и причин, все необходимые решения принимаются. Я недавно с Deutsche, всего 10 месяцев, и за это время было принято несколько принципиально больших решений, которые выносились на уровень глобального Head of HR. Это очень интересно: когда ты понимаешь, что с одной стороны, ты где-то на краю географии в совсем небольшом представительстве, но с другой стороны, тебя слышат, слушают и заинтересованы в твоей позиции.
На ваш период выпал необычный опыт интеграции Тройки в Сбербанка после покупки. Расскажите, через что вам пришлось пройти?
Очень был интересный период, и очень непростой. На самом деле интеграция еще не закончилась. Я посвятила этому три года, сейчас этим продолжают заниматься другие люди, и, я надеюсь, с успехом доведут дело до конца. Действительно, в самом начале, когда сделку объявили, казалось очень важным не допустить «сбербанкизации» Тройки, и все очень надеялись, что интеграция послужит катализатором изменений внутри Сбербанка. Мне кажется, это был интересный посыл, но все-таки немного переоцененный.
Организации очень разные. Модели бизнеса очень разные, истории разные. Тройка была малюсенькой организацией, довольно свободной и гибкой. Как я уже сказала, много правил не было прописано. Все по ним просто жили, и никто не задумывался, как это надо изложить на бумаге. Надо вообще обладать особым талантом, чтобы правила на бумаге изложить так, чтобы все были счастливы — и не потерять при этом здравого смысла. Конечно, Сбербанк не может и никогда не мог так жить. К моменту нашей интеграции они прошли колоссальный путь изменений внутри себя. Но разрыв все равно оставался очень большим.
Интеграция не была единым процессом. Тройка представляла собой совокупность очень разных бизнесов, которые сидели на единой платформе поддержки. Мы «разбирали» эту платформу и интегрировали эти бизнесы со Сбербанком по-разному. Были несколько очень удачных примеров. Вот региональная сеть, инвестиционные консультанты — мы этот бизнес первым передали в Сбербанк, и полностью отдали в их модель. Очень большой процент ребят довольно быстро построили хорошую профессиональную управленческую карьеру внутри Сбербанка. Безусловно, не все — потому что нужно было и менталитет перестроить, и другими продуктами научиться торговать, и масштабировать то, что они делали более «бутиково» и кулуарно. Тем не менее, мне кажется, это хороший пример интеграции.