Шломит, как давно вы живете в России?
Уже одиннадцать лет.
Довольно долго!
Изначально, еще когда я работала в компании IBM, я планировала приехать сюда на два года. Так сложилось, что вскоре я перешла в компанию SAP, где проработала пять с половиной лет. И почти шесть лет назад я перешла в Альфа-Банк.
Чем вас так привлекает работа в нашей стране?
Работа в России очень динамична — и это основная причина, по которой я осталась здесь. Мне, как энергичному человеку, нравится работать в такой среде, где много вызовов, когда надо быстро двигаться, каждый год внедрять какие-то изменения... Это дает драйв.
Расскажите, пожалуйста, что такое Альфа-Банк сегодня?
Альфа-Банк — универсальный банк. У нас представлены все виды бизнеса: розница, корпоративный банк, investment banking, очень много онлайн и оффлайн сервисов. Мы работаем практически со всеми сегментами рынка. Услугами нашего банка пользуются примерно 10 млн клиентов, а работают у нас 23 000 сотрудников.
Я, кстати, уже давно являюсь вашим клиентом. И Альфа-Банк для меня — пример российской компании, которой удалось добиться высочайшей лояльности своей аудитории. Как вам это удалось?
На мой взгляд, вы правы насчет лояльности. Наш банк ориентируется на долгосрочные отношения с клиентами. Неважно, в каком канале вы к нам попали — через сайт, мобильное приложение, call-центр или напрямую, через отделение — важно правильно построить эти отношения. Мы стараемся понимать потребности наших клиентов и принимать те решения, которые им походят.
Получается, что это — результат выработанной стратегии.
Да, абсолютно.
Можете вспомнить, какая была стратегия HR шесть лет назад, когда вы пришли в Альфа-Банк?
Когда я пришла в организацию, если честно, не было конкретной HR-стратегии. Была стратегия в банке в целом, развития бизнеса. Но как раз то, чего не хватало — это стратегии управления человеческим капиталом. Это и была моя первая задача на первые несколько лет — создать приоритетные направления в HR.
Вам это удалось?
В целом — да, мы создали стратегию, создали цикл управления талантами по ключевым направлениям: как мы подбираем людей, по каким компетенциям их оцениваем, как их адаптируем, развиваем и так далее. Но при этом мы прошли несколько этапов изменений. Я абсолютно спокойно отношусь к разрушению тех вещей, которые сама когда-то создавала. Надо постоянно меняться. Гибкость и готовность вносить изменения — это одна из наших ключевых компетенций.
Какие-то процессы, программы или направления, которые мы создали, работают до сих пор. А есть вещи, которые постоянно меняются. Допустим, пять лет назад мы начали очень масштабно, сразу во вей организации, внедрять большой процесс управления результативностью персонала — Performance management. И уже прошло несколько изменений. В этом году, например, можно корректировать цели каждый квартал, потому что у нас гибкая организация. Мы можем менять наши приоритеты или направления в зависимости от потребностей наших клиентов. HR-руководителям и сотрудникам мы также даем возможность корректировать цели четыре раза в году.
На какой период времени у вас прописана стратегия? На три года, пять лет, десять, пятнадцать?
Я думаю, что писать стратегию даже на пять лет — это просто фантазия… Про пятнадцать я вообще не говорю! В тех изменениях, которые сегодня происходят в мире, это практически невозможно. Никто не знает, что будет происходить через пять лет. Да, можно поставить какую-то цель — например, что мы хотим иметь определенные доли рынка и какое-то количество клиентов. Это правильно: мы должны понимать, куда мы идем. Но то, как мы будем достигать поставленной задачи — вещь довольно гибкая.
По сути, это похоже на эксперимент: что-то пробуем и получаем какой-то результат. Нам надо научиться делать все очень быстро. Попробовать, получить обратную связь от клиентов и сотрудников, откорректировать, исходя из их потребностей… Что-то неправильно — не страшно, перестаем делать и двигаемся дальше. Кстати, если сейчас кто-то разрабатывает очень долгосрочные проекты по 12 месяцев и только потом запускает — это может быть совсем поздно и нерелевантно. Надо научиться делать маленькие вещи, понимать: работает или нет — и двигаться дальше. Это новый подход к стратегии.