Вы можете привести какие-нибудь конкретные примеры компаний, которые применяют эти философские подходы и получают положительный результат?
Да, их много. Я могу дать несколько примеров по тем элементам философии, которые я упоминал. Однажды меня пригласили на совет директоров одной из самых больших фармацевтических компаний мира. Один из членов совета директоров возмущался по поводу того, что в этой компании нет ценностей, и никто друг друга не уважает. И когда он повторил это раз десять, я показал на окно и спросил: «Ты думаешь, что это здание не уважает другое здание?» Он ответил, что имел в виду не здания, а людей. И тогда я спросил, кто в этом здании самые влиятельные люди. Он замолчал и задумался. В чем-то этот директор был прав: в компании не было ценностей. И начиналось это с топ-лидеров. Мы применили систему ценностей сначала к совету директоров, потом к менеджменту и затем на всю компанию. Это создало совсем новую энергию и динамику во всей организации, принесло лучший экономический результат и, самое важное, намного улучшило рабочую атмосферу. Вплоть до того, что люди начали меньше выходить на больничный — то есть, им перестало так сильно нравиться сидеть дома, они хотели вернуться на работу.
А кому вы помогли справиться с переменами?
Был банк, который проходил через достаточно драматичный период изменений. И менеджмент задумался, как помочь людям меньше бояться перемен: страх сотрудников очень усложнял этот процесс. Мы провели большое обучение, которое позволяло проходить перемены позитивным путем. Вплоть до того, что мы проехали с главой компании через все офисы и филиалы, выступали перед всем персоналом, начиная с ресепшен и заканчивая директорами. И это дало колоссальный результат! Банк планировал сократить около 7 000 человек, но так как много людей включилось в новые продукты и подходы компании, большое количество сотрудников остались заняты. А те, кто лишился работы, прожили этот процесс намного позитивнее и научились принимать жизненные перемены и невзгоды, извлекли уроки для будущего. Уметь принимать — очень полезный навык. Например: я застрял в московской пробке и не могу изменить эту ситуацию, но я могу изменить свое отношение к ней, я могу не злиться, а расслабиться, сделать какой-нибудь звонок.
Какие-нибудь еще примеры?
Был довольно забавный случай. В Шаолине есть образы животных, которые используются как метафора моделей человеческого поведения. Например, человек, который принимает решения очень агрессивно и жестко — это тигр. А тот, кто очень любопытный, общительный, неконфликтный — обезьяна. И так далее. Меня пригласили на консультацию в одну довольно большую компанию, которая столкнулась с проблемой командной динамики. Мы проработали поведенческие навыки через эти образы животных. И всем так понравилась идея использования таких метафор, что генеральный директор этой компании даже заказал для каждого сотрудника маленькие деревянные игрушки, изображающие животных. Это была очень легкая и классная геймификация: один человек заходил к другому в офис, видел на столе фигурку и понимал, с каким типом характера ему сейчас придется иметь дело. Например, если я приду к тигру и представлю ему проблему в конфронтационном виде, он атакует меня обратно, и я не получу положительного результата. Но если я сразу преподнесу решение, попрошу у него совета, помощи как у более опытного сотрудника, тогда я лучшим образом использую его тигриный инстинкт. И даже на серьезных встречах они выставляли эти фигурки на стол. Это вывело процесс общения в компании на более осознанный уровень, спокойный и эффективный.
Очень интересно. Скажите, пожалуйста, если лидер хочет внедрить в управление своей компанией восточную философию, что ему надо делать?
Прежде всего, ему надо найти кого-то, кто понимает восточный подход и западную бизнес-модель. Ты можешь быть самым опытным философом, но если ты не знаешь, в чем нуждается бизнес, ты не сможешь применить свою философию. А затем этот лидер сможет либо пригласить этого учителя в свою организацию, либо пройти обучение самому и стать учителем.