На каком месте стоит HR-отдел в компании?
Я считаю, что HR не является позицией №1. Сначала идут ключевые люди, которые принимают решение о том, как компании стать эффективной и сколько заработать денег. Если HR первый в компании — значит, это, наверное, какой-то HR-консалтинг.
А если посмотреть с позиции, что самое ценное в компании это люди, команда?
Все верно, вообще никаких споров насчет этой позиции нет. Тот же американский опыт, опыт транснациональных компаний говорит нам, что руководители топ-уровня очень четко понимают свою роль в развитии, выращивании людей. И когда мы говорим про бренд работодателя, у них это миссия совета директоров, генерального директора. И нужен ли ему для этого HR? Конечно нет! Зачем нужен генеральному директору HR, который будет его дополнять и делать ему какие-то красивые презентации?
Best practice преподавать ему.
А вот best practice, который делает HR – это самая крутая вещь. Когда HR сфокусирован на эффективности. Когда мы говорим о роботах, которые сами, по определенному, заданному, опять же HR-специалистом профилю, ищут соискателей из миллионов пользователей соцсетей, находят людей, оценивают их по специализированным технологиям и предлагают бизнесу. Конверсия получается очень высокая. Если сейчас посмотреть на конверсию даже банального продавца, то из воронки ста кандидатов, мы принимаем одного человека.
Из ста одного?
Да, это считается нормальная конверсия. Если ниже 1% - уже хуже. Так вот, если мы говорим о системах, которые умеют бегать по соцсетям и профилям различных людей, собирать данные и сверять их с данными профайла той же компании, то эта цифра может достигать 50%. Не 1%, а 50! Не надо тратить деньги ни на рекламу, ни на рекрутмент — а самое главное, не тратить время директоров магазинов на собеседования. Например, мы часто проводим team-интервью. Директор, зам, парочка других продавцов (которые затем станут наставниками) собираются и коллегиально смотрят, насколько кандидат включается в их команду, находится ли он с ними на одной волне, как он продает. Чтобы потом никто не сказал: «Слушайте, к нам пришли какие-то непонятные ребята с улицы, которые ничего не знают, и мы не понимаем, как с ними работать». Так классически говорит бизнес, когда HR присылает неподготовленных людей.
Получается, вы согласны с тем, что технологии могут делать многие вещи за человека быстрее и эффективнее?
Однозначно! За этим будущее. Мы в поколении диджитал…
Тем более, продаете электронику, гаджеты.
Тем более. Поэтому мы готовы пошевелить мозгами, дать профиль кандидата этому супер роботу, который проведет эту работу, свяжет конкретного человека с местом, где у нас есть вакансия и направит в календарь директору магазина. Задача директора магазина одна: он проводит интервью по технологиям и инструментариям, которые приняты в компании, и принимает решение. Нужен ли для этой схемы рекрутер? Вообще никак не нужен! Заменит ли робот людей? Безусловно! Будет ли он эффективнее и дешевле, чем людской труд? Однозначно!
Я как представитель одной из структур, которая развивает технологии в HR, могу сказать, что мы рано или поздно к этому придем. Роман, вот вы упомянули про team-интервью — это ваш основной тип собеседования?
Основное — кейс-интервью. Мы говорим: «Продай нам вот эти пластиковые стаканчики». И на этом кейсе я сейчас могу дать вам оценку, насколько вы правильно это сделали, работали ли вы с возражениями, как презентовали товар, насколько вы коммуникабельны и так далее. То есть, за 15 минут вашей продажи я могу узнать о вас больше, чем если буду долго расспрашивать, где родился, учился, женился — это вообще неважная информация.
Роман, насколько я знаю, вы реализовали очень интересную программу, связанную с Apple. Расскажите, пожалуйста, подробнее.
Два года назад ко мне пришел коммерческий директор, вице-президент по закупкам, с просьбой что-то придумать с продажами Apple. Мы из рук вон плохо продавали технику Apple, особенно после падения курса рубля. Я собрал людей, мы побрейнстормили и ничего, кроме умных вещей «ну давайте мы что-нибудь сделаем в обучении и подборе» не нашли. Но коммерческий директор попросил меня не просто увеличить выручку, а ее удвоить.
И пришел не в продажи, а в HR?
Да. Ну, он говорит: «В продажах был — меня послали. *смеется* Сказали, все дело в людях, иди в HR». И в ходе всех брейнстормингов мы придумали одну вещь, которую назвали «Apple-клубом». Мы выделили специальных людей, которые будут отвечать за Apple, будут рассказывать о новинках, популяризировать, делать вебинары, станут лучшими продавцами этой техники и так далее. То есть, мы создали клуб чужой нам компании внутри компании «Эльдорадо». И этот клуб уже полтора года работает очень успешно, мы в том году закрыли год умножением на два, даже больше.
Выполнили задачу?
Да, выполнили задачу на 103%, по-моему. Этот клуб продолжает расти, компании Apple очень нравится эта идея, даже приезжали их люди из Купертино и спрашивали, как мы это сделали, потому что удвоение в бизнесе практически нереально. А такие эффекты могут дать только нестандартные, уникальные решения. Не надо бояться придумывать какие-то вещи, поэтому когда мы общаемся с моими HR-партнерами, мое, наверное, главное слово — это «креативь». Надо выходить за рамки принятых стандартов и норм для достижения результатов. Мы — про результат в кубе, в квадрате, как угодно. Но если результата нет, все основные вещи мы можем назвать только одним словом: процесс.