Чем еще вы удерживаете своих сотрудников?
Наверное, ключевая мотивация для них — это постоянные интересные инновационные проекты. Большое количество R&D внутри компании, много опыта, доступного любому, от стажера до генерального директора. У нас, кстати, очень плоская структура, всего три уровня управления, поэтому степень ответственности каждого сотрудника достаточно высока — следовательно, и возможности для инициативы высокие. Например, 10 лет назад один из сотрудников пришел в компанию на позицию стажера, вырос за это время и полгода назад уже занял роль директора департамента. В КРОКе нет ничего невозможного — это слова наших сотрудников.
Я слышал, что у вас все сотрудники активно занимаются спортом. И меня удивило, что многие увлекаются прыжками на батуте…
70% наших сотрудников занимаются спортом вместе с КРОК. У нас колоссальное количество корпоративных спортивных программ от классических: футбол, волейбол, хоккей, теннис, до необычных: дайвинг, батут и т.д.
Это все есть у вас в офисе? Или вы просто оплачиваете занятия?
И то, и другое. У нас в офисе есть тренажерный зал, который работает 24 на 7 — естественно, бесплатный для сотрудников. Там же проводятся и групповые занятия, про которые я говорила. Но, например, с батутным центром, который недалеко от офиса, мы договорились.
Почему именно батут?
Года четыре назад темой корпоративного Нового года был «Cirque du CROC». Это была фантастика! Мы позвали сценаристов и циркачей из Сан-Франциско, которые ставят Cirque du Soleil, и они на протяжении четырех месяцев работали с нашими сотрудниками. Прыжки на батуте – один из номеров. Ребята подготовили его, выступили. Всем очень понравилось, решили запустить корпоративную программу. Это и спорт, и переключение. Все идеи идут от сотрудников. HR не придумывает за них.
Супер! Я знаю, что у вас еще были проекты по геймификации. Расскажи подробнее.
Я не слукавлю, если скажу, что КРОК — одна из первых компаний, которая стала геймифицировать свою деятельность. Наша внутренняя валюта — бобрики — появилась еще в оффлайн режиме лет 13 назад. Сейчас мы стараемся добавить игры и драйва практически во все бизнес-процессы. Например, нам надо делиться проектным опытом внутри компании. Чем больше ты им делишься, тем больше ты набираешь баллов, они конвертируются в бобрики, которые ты тратишь в корпоративном интернет-магазине. Это постоянная движуха. Количество бобриков также влияет на твой уровень. За отдельные процессы сотрудники могут заработать бейджи. Для обладателя определенных бейджей доступны дополнительные возможности: посещение специальных мероприятий, доступ к ключевым экспертам компании. В общем, мы стараемся геймифицировать все, что можно.
Есть мнение, что HR-отдел IT-компании может много чего придумывать себе внутренними силами. Расскажи, делают ли ваши разработчики вам какие-то продукты для HR?
Конечно, делают. Мы, честно сказать, только своих ребят и подключаем. Все новинки для внешнего рынка мы тестируем, естественно, внутри. И нашу корпоративную соцсеть делали сотрудники КРОК, более того, они продолжают помогать. Это самое важное: просто поставить айтишный продукт — это мало, надо правильно его внедрить.
А есть какие-то интересные кейсы?
Разумеется! Например, темой прошлого корпоративного Нового года была «IT is art». Творческие команды сотрудников готовили айтишные арт-объекты. Одна команда, которая собралась из разных департаментов, сделала фантастическую вещь. Ты подходишь со своим пропуском, прикладываешь его к считывателю, и он тебе рисует карту твоих коммуникаций внутри компании за прошедший год!
Как они это сделали?
Сделали IT-продукт for fun, для Нового года, чтобы выиграть приз. Естественно, когда я это увидела, я поняла, что из этого можно выудить кучу полезной информации. Сейчас карты коммуникаций для меня рабочий IT-инструмент, который я использую для внутренней обратной связи между сотрудниками. Есть множество вариаций его использования, хотя изначально это была идея, которая выросла как подарок компании.