Ольга, вы недавно перешли в Mail.Ru Group из Северстали…
Месяц назад. Ощущение, что полтора года прошло (улыбается).
Почему вы приняли оффер?
(вздыхает) Это было непростое решение, потому что проект, которым я занималась до перехода, был очень интересным. В Mail.Ru Group привлекла современная индустрия, и команда, и вызов, и новая экономика. И наверное, что я пришла в Mail.Ru Group как в бизнес-инкубатор, где одновременно находятся «сто» компаний. Они абсолютно разные, со своими особенностями, с непохожими культурами — и это очень сильно заряжает.
Северсталь - серьезная металлургическая организация. Mail.Ru Group – современная IT-компания. Насколько комфортно вы влились в новую среду?
Путь в Mail.Ru Group у меня проходил через несколько этапов. Сначала я работала в ЮКОСе (глобальная нефтяная компания), потом в МАРСе (глобальная FMCG компания), потом в Северстали в Москве, затем я на три года уехала на наши американские активы и была там президентом по персоналу. И конечно, вкусила все многообразие HR-технологий и практик западного мира. Когда Северсталь продала актив в Америке, я вернулась в Севергрупп, это управляющая компания активов Алексея Мордашова. Там у меня была уже совсем другая роль, связанная с инвестициями и построением бизнеса в области HR Tech и Edu Tech. За полтора года мне удалось пересмотреть/поработать с огромным количеством разнообразных технологичных проектов в России и по всему миру. Наверное, если бы этого всего этапа не было, я бы не получила навыки и знания, необходимые для перехода в Mail.Ru Group.
Как управлять IT-персоналом? Есть какие-то особенности?
Очень даже приятно. Большинство ребят и девушек интеллектуальные, глубокие, в хорошем смысле сдержанные и интересные люди. Особенности, конечно, есть. Если ты что-то делаешь не так, в других индустриях сотрудники могут сдержаться и молча, например не выполнить намеченное. А здесь моментальная обратная связь: сразу говорят, что не так, что не работает, что нужно улучшить. Например, даешь какое-то неинтересное упражнение на тренинге, пишешь всем о новой идее, — народ встал/написал/сказал, что это скучно, не нужно, полная фигня, и может даже сразу уйти с тренинга.
В любой компании, особенно большой и популярной, есть какие-то проблемы. Вы уже их обнаружили?
У нас много крутых программ с вузами. Представьте, например, такой кейс: молодой выпускник приходит в Mail.Ru Group как в первую компанию. Всегда кажется, что трава зеленее где-то в другом месте. И он начинает думать: «А вдруг я что-то пропускаю...» Вопрос в том, как сделать, чтобы человек, реализовал все свои креативные мечты у нас, а если все-таки решил попробовать себя в каком-то стартапе, то мог попробовать что-то еще и вернуться к нам, если ему вдруг там не понравится.
Вы готовы обратно принимать?
Да, но не всех, конечно. И мы с командой сейчас думаем, как сделать возвращение более простым. Не секрет, что при изменении обменного курса года два назад, специалисты, у которых есть возможностью зарабатывать в долларах, стали смотреть за границу. Скажу как человек, который вернулся из Америки в Россию: если вопрос только в деньгах, то там можно прижиться. Но если хочется двигать проекты самому, создавать новые продукты, отвечать за интересные задачи – надо возвращаться. Моя задача сделать все возможное, чтобы все мечты с точки зрения профессионального развития можно было реализовать внутри нашей группы, и сотрудникам не хотелось уезжать. И конечно, помочь людям, которые хотят вернуться, а таких есть и не единицы.
Я недавно был на встрече, где обсуждалась тенденция давать сотрудникам долгосрочный отпуск на полгода или год.
Когда я еще работала в Mars, там вводили такой отпуск, и сейчас это уже активная практика. За долгую карьеру в компании сотрудникам дают максимум 6 месяцев отпуска с сохранением за ними должности. Мне нравится эта идея. Я не думаю, что она для всех подходит и всем нужно ее использовать, но есть уникальные случаи, когда это вполне возможно. Особенно в индустрии интернета, когда все хотят сделать свой стартап. Неважно, программер ты, прогер — я еще не выучила весь сленг (смеется) — в общем, если ты гик, понятно, что твоя мечта — покорить и изменить мир.
Значит возвращение и поддержка хороших сотрудников в компании — это самая большая проблема?
Этот фокус существует у любой хорошей компании, правильных сотрудников всегда важно сохранять. Наверное, самый яркий вызов, который меня в том числе и привлек в компании — это форма нашей работы: кто-то ее называет аджайл, кто-то сетевая организация, кто-то созвездие брендов. Проекты находятся на разных стадиях: у одних активный рост, другие только начинают развиваться, третьи уже успешны. И вот как объединить их всех, сохранить целостность и синергию, но при этом убрать лишнюю бюрократичность — самый большой вопрос.
И как вы интегрируете бизнесы в свою корпоративную культуру? Ведь Mail.Ru Group часто приобретает различные компании: совсем недавно слышал в новостях, что вы купили Delivery Club.
Новые источники роста для нас сейчас очень важны, и при этом развивать текущие бизнесы тоже необходимо. И цель культуры компании, процессов и систем — реализовывать это как бизнес-инкубатор, который своим существованием гарантирует, что будет синергия, обмен опытом, «перекрестное опыление» с целью ускорения темпов роста и внедрения инноваций, повышения прибыльности. Например наши проекты «Деньги», «Поиск» помогают нашим же социальным сетям запустить новые сервисы, например, денежные переводы. Есть и много других таки успешных историй. Причем проекты присоединяются не только извне, но и вырастают изнутри как, например, «Юла» или «Тарантул». Наша задача — помочь им вырасти, решить различные вопросы. Словом, мы образуем созвездие брендов. В западной практике есть термин coopetition: когда мы понимаем, что нам лучше держаться вместе и противостоять конкурентам, но при этом внутри мы яркие бизнесы, которые объединены общими сервисами, и системами, и процессами, и практиками.