Я читал, что в 2012 году компания М.Видео была самой первой в ритейле. Расскажите, где вы сейчас.
Все там же.
(улыбается) Мы по-прежнему лидеры рынка. У нас уже 420 магазинов, более 17 тысяч сотрудников, 168 городов. Мы растем, развиваемся, расширяемся, и я думаю, что так будет и дальше.
Есть мнение, что ритейл — не самая привлекательная индустрия.
Я думаю, что о ритейле просто мало что знают. Долгое время с точки зрения HR технологий он считался отстающей индустрией, в то время как самые интересные технологии приходили из FMCG и телеком компаний. Сейчас все иначе. Ритейл — одна из немногих индустрий, которая продолжает развиваться. Так что мы, я думаю, будем становиться все более привлекательными для работы.
То есть скоро работать в ритейле будет модно?
(смеется) Мне кажется, уже сейчас работать в ритейле становится модно. Невозможно не отметить тот результат, что в прошлом году мы были на 47 месте в рейтинге лучших работодателей. В этом году мы на 22 — огромный скачок. И мне кажется, это типично не только для нас, но и в принципе для ритейл-индустрии.
Ритейл — это всегда массовый наем, который, на мой взгляд, требует нереальных усилий… Да, мы много нанимаем. Когда я присоединилась к компании в 2010 году, текучесть была очень высокая, более 80%. В этом году у нас текучесть в рознице 29%.
Так мало? Я знаю, что в некоторых ритейловых компаний текучесть и 170%, и 300% бывает.
29%, Арик, за весь год. И мы этим очень сильно гордимся. Мы твердо убеждены, что нет ничего качественнее, чем долгосрочное сотрудничество.
Взять обычный ритейл, куда человек приходит, работает полгода и уходит в другое место, где ему платят на 2 тысячи рублей больше, или привлекательнее бонусы, или график. Как вы удерживаете людей у себя? Мне кажется, что сейчас уже у людей в голове все не так линейно. Кроме того, в нашей среде есть определенные правила. Есть стоимость позиций, поэтому все платят примерно одинаково. Сотрудники научились понимать и ценить работодателя не только за заработную плату, но и за ту атмосферу, которую создают в компании, за те таланты, которые в них раскрывают, за те интересности и возможности, которые им готовы предоставлять. То необычное, что позволяет одной компании отличаться от другой.
Я читал в Коммерсанте, что у вас есть внутренняя валюта, «репа». Как я понимаю, это одна из мотивационных программ, которая удерживает людей. Расскажите подробнее. У нас есть внутренняя социальная сетка, которая называется «Репа», от слова «репутация». Она была создана не только с целью обмениваться информацией внутри компании. Главное — позволить сотрудникам в прямом эфире, на все наши тысячи человек, благодарить кого-то за что-то. Это инструмент признания. Например, мне починили компьютер, и я сказала спасибо. Но я не могу сказать всем, что я по гроб жизни благодарна мальчику Руслану за то, что он мне спас файл.
(улыбается) Здесь у каждого появилась такая прекрасная возможность.