BeeFree – хороший пример того, как можно поменять культуру в компании, изменяя формат работы. А изменились ли критерии найма и отбора вместе с digital-трансформацией?
Да. Мы точно стали оценивать кандидатов по ценностному совпадению. Для нас очень важно, чтобы человек подходил нам с точки зрения культуры — в том числе, чтобы снижать отток. Чем больше правильных людей ты привлекаешь, тем меньше у тебя поводов расставаться с ними. И именно фильтр корпоративной культуры затрагивает многие компетенции digital-культуры.
Наверное, не бывает все идеально и гладко. Расскажите про какие-нибудь ошибки или сложности, которые другие компании, послушав вас, могут предусмотреть заранее.
Приведу пример, опять же, с проектом BeeFree. До его начала мы решили сделать два «пилота» — в штаб-квартире и в каком-то регионе. Выбрали, для «пилота», естественно, HR.
Начали с себя?
Да, чтобы не тратить время на уговоры других подразделений, и выбрали южный регион, который тоже нас поддерживал. И получили очень оптимистичный результат. Я бы посоветовала брать для «пилота» две фокус-группы, одну негативно настроенную, другую — позитивно. Получилось так, что на юге люди позитивны от природы своей, потому что у них много солнца, они счастливы, у них тепло, фрукты, ягоды, радость, море и так далее. Они на многие вещи реагируют более позитивно, чем население всей остальной страны. И конечно, по результатам «пилота» мы получили слишком завышенный процент людей, которые могут работать в BeeFree. Когда мы начали раскатывать проект на всю страну, мы поняли, что надо нам свои агрессивно-позитивные ожидания немного снизить для того, чтобы невероятный позитив юга корректировать более реалистичным отношением людей в Сибири и на Севере.
Расскажите, есть ли у вас какие-то модные фишки, инструменты для коммуникации внутри команды?
Все, безусловно, используют электронную почту, интранет и так далее. Но электронная почта для меня стала для меня «delete before reading». Такое огромное количество сообщений люди получают по электронной почте, что читают по диагонали или вообще не читают. Мы перестали делать рассылку от имени Департамента внутренних коммуникаций и начали рассылать письма от каждого определенного проекта. Например, если новость от BeeFree, то рассылка идет от имени BeeFree. Если от проекта «Феникс» — то от «Феникса». И когда мы стали делать такие таргетированные рассылки, их эффективность значительно выросла.
Но я все равно рекомендую живое общение. Лучше этого нет ничего. Встречи, открытые диалоги… «Билайн» славится тем, что для наших людей не проблематично задать любой вопрос. Иногда мне даже кажется, что люди путают такую открытость и прозрачность с беспардонностью. Мы с этим тоже работаем. Но в целом, любой сотрудник может задать любой вопрос кому угодно.
По email или на личной встрече?
На личной встрече. А еще у нас есть социальная сеть «Улей». В основном ей пользуются представители молодого поколения, продавцы в офисах продаж и сотрудники колл-центров. У них там активнейшая жизнь. «Улей» более популярен, чем внешние социальные сети. И вопросы нам, руководителям, сотрудники точно так же могут задавать через соцсеть.
Какие еще интересные проекты для сотрудников у вас есть?
Я думаю, у каждой компании в интранете есть раздел «Скажи спасибо». У нас тоже, конечно. И как-то мы решили посчитать, сколько людей из нашей огромной компании говорят друг другу спасибо. Сто человек в месяц из 23 000.
Очень мало.
Мы стали думать: «Почему? У нас такие неблагодарные сотрудники? Нам не за что сказать друг другу спасибо?» Потому что интранет — это продукт для компьютера. А мы не сидим перед компьютером целый день. Что у нас с вами всегда в руках?
Смартфон?
Смартфон. Я считаю, мы сейчас на таком этапе, что если тебя — приложение, продукт, все что угодно — нет в смартфоне, ты умираешь. Поэтому мы переложили «Скажи спасибо» в приложение «СОТа» для телефона. С одной стороны, это отсылка к мобильной связи, к пчелкам, а с другой — аббревиатура от «sharing of thanks». И у нас за первые три недели больше 30 000 раз люди сказали друг другу спасибо.
Казалось бы, просто смена экрана…
Мы добавили гейминга. Добавили баллов. Добавили возможность тратить баллы в магазине. И уже с октября мы стартовали с этим проектом. Конечно, были скептики, которые говорили, что люди побалуются один месяц и перестанут. Но проект живет. Все с нетерпением ждут открытия следующего магазина.
Получается, переход в мобайл — активный тренд в мире. У вас есть еще интересные приложения, которые вы сами разработали?
Да. Я думаю, что всем известна аббревиатура PDP — personal development plan. Все с радостью раз в год его открывают, заполняют, отчитываются…
И с такой же радостью закрывают.
Закрывают и возвращаются через год. Почему? Потому что это опять в каких-то системах, в компьютере. Мы сделали шикарное приложение, где в user-friendly форме есть набор всех компетенций и ценностей, которые тебе надо развивать. Дальше ты проваливаешься в методологические указания, что тебе для этого надо делать. И либо выбираешь какой-то электронный курс, либо читаешь какие-то статьи. Для каждой ценности мы обязательно рекомендуем два фильма и две книги, где демонстрируются ее проявления.