Говорят, что сейчас большая нехватка айтишников на рынке. И многие компании сфокусированы на то, чтобы растить поколение со школьной скамьи. Не думаете ли вы, что программисты и инженеры «за 40» — менее гибкие, современные и, может, используют только старые методы? А молодые ребята могут делать что-то круче, быстрее, лучше.
Это зависит от человека. Да, может, возрастные программисты не такие инновационные. Пусть мы используем более консервативные инструменты, не несемся сломя голову к суперсовременной архитектуре ПО. Но мы делаем проект для конечного потребителя и имеем дело с автобизнесом, поэтому можем где-то поступиться инновациями в угоду такой важной стабильности наших продуктов.
А нехватку специалистов чувствуете?
Если бы вы задали этот вопрос IT-директору, он бы сказал: «Чувствуем!». Задач больше, чем людей и ресурсов, часто встает вопрос приоритета — и это абсолютно нормально. Нельзя, к сожалению, дать разработчикам именно столько людей, сколько они хотят. Это всегда борьба за бюджет: они хотят больше, я хочу меньше, и мы находим баланс.
У вас есть сотрудник, который занимается HRом?
Да, конечно, у нас есть опытный HR. И его мы тоже нашли на рынке. Он когда-то очень давно собеседовал меня на работу. Меня удивил его подход. Не секрет, что HRы иногда формально подходят к делу: отсматривают кадры с какого-нибудь поискового ресурса и отдают их руководителю направления. Максимум еще проведут первое собеседование, где сравнят человека и его резюме. Я столько интервью проходил, так часто бывает: шаблонные вопросы задают — и понимаешь, что человек отрабатывает «галочки». Это неинтересно. Наш HR подходит с душой, разбирается, погружается. Все довольны.
Что для вас критерий успешного HR-менеджера?
Раньше наш IT-директор сам подбирал себе сотрудников. Он проводил собеседования и брал на работу одного кандидата из 10-ти. С приходом HR очень повысилась эффективность: сейчас IT-директор выбирает одного из пяти. С учетом того, что собеседование в отдел разработки у нас длится около восьми часов, это для нас большая экономия времени.
Получается, один из критериев — качество кандидатов.
Да, HR отсекает на определенном уровне некоторые вещи. Например, видит, подходит человек в команду или нет. Это коллектив, в котором ты проводишь больше времени, чем с семьей, и всем должно быть комфортно.
Так, что еще? По каким критериям вы выбрали себе HR и теперь понимаете, что он действительно успешен?
Один из основных критериев — сколько люди работают у нас в компании. Опять же, важна обратная связь с руководителями направлений, которую они дают после общения с кандидатами.
Михаил, представьте: приходит к вам человек с заявлением и говорит, что решил уйти. Как считаете, надо его удерживать или нет?
У меня буквально сегодня был такой разговор. Есть руководитель, талантливый человек, который по своим жизненным обстоятельствам решил уволиться. Ему надо отдохнуть, большая нагрузка и так далее. Но для нас это очень важный сотрудник, один из ключевых. Мы договорились, что он просто будет работать на меньший объем, два-три дня вместо пяти. В нашем специфическом бизнесе специалистов очень сложно найти, особенно такую серьезную экспертизу. Для нашего проекта это даже не вопрос цены человека, а времени: каждая секунда золотая, потому что конкурент не дремлет, ни в мире, ни в России. И поэтому, когда есть возможность сохранить человека, поговорить с ним, понять, почему это произошло, что ему не нравится — я всегда это сделаю.
А есть ли смысл удерживать? Если человеку пришла идея, что он хочет уйти, он вышел на рынок труда, может, даже нашел что-то. Удержите еще на пару месяцев, ну на год — все равно уйдет.
Здесь вопрос целей и причин. Важно разобраться. Иногда это просто крик о помощи — ему отпуск надо дать, может, человек год работает без отпуска. А если у человека нет адекватной причины, «ой, я не знаю, надоело», если видно, что не надо ему работать в компании — конечно, я не удерживаю. Насильно мил не будешь. Но для любой команды потеря человека, особенно ключевых компетенций, особенно на таком этапе активного развития — это всегда удар. Когда ты создаешь с нуля IT-проект, у тебя есть, условно, 15-20 человек, голый лист бумаги и два компьютера — люди решают все.
Вот когда у вас был голый лист бумаги в самом начале, вы задумывались о том, как будете строить свою HR-стратегию? Какую зарплату будете платить, как к людям относиться… Или это все пришло в процессе?
Я буду говорить про костяк, про топ-менеджеров, которые руководят направлениями. Во-первых, мы решили платить хорошие деньги. Причем, с прицелом на то, что их будут переманивать. Что и произошло: через год-полтора половина моей команды прошла через мощную хантинговую HR-структуру. Но мы серьезно выстроили стратегию, в том числе оплаты труда и создали сложные условия для наших конкурентов. Переманивать наших сотрудников с небольшой переплатой не было смысла, а большая переплата хуже ложится в логику проектов. Конечно, рано или поздно возникнут исключения из этой практики. Рынок «умного» страхования — живой, с высокой конкуренцией. Тем более, мы не скрываем, кто у нас работает.
Одна из частых стратегий, чтобы не переманивали — это как раз везде спрятать имена и фотографии.
Мы это обсуждали. Думали: давайте запретим сотрудникам в социальных сетях постить, где они работают. Давайте уберем фото с сайта. Но решили, что лучше другими способами удерживать: мотивацией людей, оплатой труда, графиком, обстановкой в коллективе — чем пытаться их как-то оградить.
А чем завлекаете к себе? На рынке столько интересных проектов и компаний. Почему выбирают именно вас?
Проектов интересных много… на первый взгляд (смеется). Мы сразу объясняли людям, какая у нас цель, что мы собираемся делать, какая у них роль. Что у них будет свобода действий и принятия решений в своем направлении, мы не будем их мучить строгим графиком…
Некая идея.
Конечно. У нас работают люди из крупных страховых компаний, которые тоже руководили подразделениями, где тоже немаленькие зарплаты, солидные бренды. Например, у нас нет ДМС, а там есть.
Как представитель компании-стартапа, очень хорошо понимаю, как бывает непросто конкурировать. Хотя сейчас это все становится не таким важным.
В молодой компании важно доверие к руководителю и собственникам проекта. Чтобы люди понимали, что вся эта история выстрелит, что они получат свою часть пирога и не будут всю жизнь работать только за зарплату. Многих мотивирует идея стать лучшими на рынке. У нас команда радеет за это: быстрее, выше, сильнее — все пионерские девизы актуальны.