У вашей компании был слоган «Легко не будет, будет интересно». Как вы его сформулировали?
Этот слоган был придуман для стажерской программы. Это было единственное окно в компанию для людей без опыта. Воронка была достаточно большая, безумный конкурс на место. Стажеров мы обучали и давали возможность общения с менторами. Они не просто так проходили через все эти тяжелые круги: лучшие из стажеров оставались работать в нашей компании.
Я знаю, что вы спрашивали у кандидатов на стажерские программы про их мечты.
Да.
Почему вам это было важно?
Наша миссия в компании звучала так: «Мы создаем будущее сегодня, чтобы завтра подняться выше мечты». Соответственно, на входе мы должны были понять, о чем же ребята мечтают. Мы даже вели статистику мечт. 24% кандидатов хотели иметь домик где-нибудь в деревне или хорошую машину. Но если вы приходите работать в нашу компанию, вы должны мечтать о чем-нибудь великом. Мы использовали различные приемы игротехники, которые позволяли всем знать миссию компании назубок и немного меняли мировоззрение ребят.
Вы помните самые большие мечты, о которых вам рассказывали на входе кандидаты?
По статистике, около 2-3% ребят мечтали поменять мир: сделать так, чтобы не было войн, болезней. И чаще всего именно из этих людей вырастали партнеры.
То есть существует некая связь между величиной мечты и дальнейшей карьерой?
Есть связь между ценностями, потому что партнерство — это не акционерство. Партнерство основывается на ценностях. Самые большие ошибки при выборе партнеров делаются тогда, когда ты идешь на сделку с совестью и берешь нужного именно в этот момент специалиста на работу, даже если ваши общечеловеческие ценности не совпадают.
Как выявить эти ценности?
Только на личном интервью. Я практически всегда за пять минут прохожу резюме и затем 40 минут расспрашиваю человека о его детстве. Мне интересно, кто он, откуда, кто родители, бабушки, дедушки, как он к ним относится, кем был в классе, лидером или нет, стоял ли на школьной сцене, был ли чемпионом по какому-то виду спорта и так далее. За час разговора можно почувствовать, твоей это масти человек или нет. А дальше человек отправляется на испытательный срок, вы начинаете работать вместе и уже «в бою» понимаешь, можно ли с ним в разведку.
Как определить, какие ценности должны лежать в основе компании?
Надо выбрать объекты, вокруг которых будут описаны ценности. Мы работали в таком бизнесе, где все активы уходят в семь часов вечера домой, следовательно, сотрудники — это ценность №1. В любой компании есть клиенты — это ценность №2. Бренд, репутация — тоже ценность, за которой следит компания. Общество тоже может быть ценностью — когда нам не все равно, что происходит в мире. У нас была еще одна ценность — чувство юмора. Она не была официальной, но при наборе людей нам было очень важно выявить это качество.
А как проверить, есть ли чувство юмора?
Это субъективная оценка. Мы все бывшие КВНщики. Я на интервью часто просил кандидата рассказать интересную историю или анекдот, потому что для открытого, не зажатого человека это не будет проблемой. Мне приятно работать с людьми, у которых есть чувство юмора.
Я слышал, что вы лично проводили собеседования даже на позиции сотрудников ресепшн. Почему?
Мне было интересно. В Тройке Диалог было много историй, когда из курьеров вырастали директора, или главные юристы, или глава административного отдела. Эти истории успеха внутри компании очень важны. Если сотрудник видит, что он может получить новые знания и вырасти внутри компании — это лучшая мотивация.
Как вы считаете, за управление людьми отвечает HR или бизнес?
Лидеры управляют не людьми, а процессами. Они делают так, чтобы людям было интересно работать в компании. HR – довольно сильная стратегическая функция, которая помогает этим лидерам, стоит рядом, иногда даже обслуживает их и дает определенный сервис: набор персонала или обучение. Лидеры должны быть довольны этим внутренним сервисом, в противном случае они начинают строить свой параллельный HR. В нашей компании раз в полгода проводились опросы, чтобы определить качество внутреннего сервиса — и от этого в том числе зависела дальнейшая бонусная система.
И каким должен быть HR, чтобы получить максимальные баллы?
Опять же, это улица с двухсторонним движением. Если лидер компании или направления не понимает ценности HR, то наверное, прежде всего надо любыми способами объяснить ему важность этого сервиса. Когда вы слились с лидером в инь-янь, становится намного легче. К сожалению, HR не всегда бывает качественным. В последнее время профессионализм HR-специалистов в России очень сильно вырос, но все равно еще остаются HR-руководители, которые не совсем могут предоставить правильные услуги внутри организации, стать партнером лидеру и толкать бизнес вперед. Это самая сложная задача.