Расскажите, пожалуйста, с чего началась ваша история успеха?
В 1989 году, когда мы вместе с мужем создавали компанию АНКОР, частного рекрутмента в России как такового не существовало – мы были одним из первых агентств на рынке. Перед нами стояли отчасти образовательные, миссионерские задачи. Поэтому ориентировались мы не на прибыль, а, смешно сказать, на то, чтобы делать своих клиентов и сотрудников более счастливыми.
Это абсолютно женская позиция. Воспитывать и заботиться о ком-то для нас более привычно, чем зарабатывать деньги.
Именно. Первыми клиентами у нас были иностранные компании, которые в то время не понимали, на какой рынок они пришли: где искать квалифицированных специалистов, как оплачивать их работу. Соискатели тоже пребывали в полной растерянности: советская плановая экономика рухнула, а новых ориентиров на горизонте не появилось – люди оказались выброшены буквально в чистое поле. И доктора наук, профессора, общественные и культурные деятели, военные – все в один миг оказались без работы и пытались найти себе какое-то применение. Очень хотелось им помочь.
До этого мы с мужем занимались психотерапией: в том числе консультировали тех, кто пострадал от социального кризиса и не понимал, как жить дальше. Они нуждались в профессионально-карьерном консалтинге, да и многие новички-предприниматели не понимали, с чего начинать бизнес. Запрос на нашу помощь был высок, и мы поняли, что настало время выходить на рынок.
Так вот как зародился карьерный консалтинг в России…
Да, но в то же время появились запросы и от бывших государственных организаций, которые акционировались и становились частными. Собственники не понимали: как управлять компанией, как мотивировать людей, какими словами описать их функционал? Как найти тех, кто готов к прорыву, способен подойти к работе креативно? Друзья и родственники ситуацию не спасали, кроме того, они далеко не всегда обладали необходимыми компетенциями.
И мы начали работать с компаниями: проводили тренинги, помогали руководителям спланировать стратегию, осознать, что такое бизнес, взглянуть на то, что они делают с предпринимательской точки зрения. Вот, к примеру, как можно государственную библиотеку, совершенно разорившуюся, сделать доходным местом? Что для этого нужно? Вот мы вместе и проходили этот пусть становления.
Многие наши друзья, занимавшиеся до этого психотерапией, стали работать с политиками. Мы тоже консультировали начинающих общественных деятелей: обучали навыкам работы с аудиторией, помогали сформировать стратегию поведения.
Я тогда работала на факультете психологии МГУ, муж – в Институте истории естествознания и техники. Мы решили сфокусироваться на профессиональном и организационном консультировании, создать специализированную компанию. Я, как настоящая женщина, предложила не строить грандиозные планы, а понять, что мы можем делать прямо сейчас. Стали думать, что принесет быстрый конкретный результат. Взяли лист бумаги и написали слова, которые будут в целом характеризовать наш род деятельности. Получилось «анализ», «консультирование», «рекрутмент». Сложили первые буквы, и родилось название – «АНКОР». Вместе решили, что начнем с подбора персонала, а затем уже будем двигаться в сторону консалтинга.