То есть ваш HR должен любить людей.
Безусловно. HR должен сам быть проекцией этой культуры. Важно, чтобы люди ему были интересны, потому что вторая роль HR – это продавец компании нашим людям. Они приходят, и мы видим, что не человек себя компании представляет, а нам нужно за этого кандидата побиться и влюбить его в нас. И объяснить, почему нам по пути с этим человеком. Так что хороший HR – это замечательный психолог, который чувствует людей. Существуют два подхода: можно рассматривать кандидата в моменте, а можно — в потенциале. Сидит перед тобой человек, ты общаешься с ним и представляешь, каким он мог бы стать. Ты видишь его со стороны, у тебя свежее восприятие и уже набита рука. Поэтому для хорошего HR-а, мне кажется, очень важен навык видеть в людях потенциал и возможный рост. Наши HR способны говорить про одного кандидата очень долго, они прямо этим горят. Это вдохновение, я думаю, передается кандидатам. И так получается, что близкие по духу люди очень часто остаются вместе с нами.
Но есть же обратная сторона такого подхода, основанного на ощущениях — очень высокий фактор субъективности. Как ты обходишь эту ловушку?
На эту тему Даниэль Канеман написал книжку «Думай медленно, решай быстро». Он как раз говорит о том, что в голове есть две системы, которые думают. Система 1 — это быстрый ум, он принимает спонтанные, интуитивные решения. И Система 2, которая все рационализирует, складывает, вычитает. Она медленная и требует от человека определенных усилий. Ты должен потратить много энергии, чтобы Систему 2 запустить. Часто мы скатываемся на Систему 1 и говорим: я чувствую, мне кажется, я ощущаю… Это стрельба с бедра. Ты можешь действительно чувствовать, но быть в этот момент неточным. Поэтому у нас очень простая система: мы никогда не берем человека сразу после собеседования. Мы предлагаем людям прийти к нам и посмотреть на нас изнутри, получить тест-драйв, от одного дня до недели.
Бесплатно?
Неделю мы оплачиваем, один день — не всегда, но если это критично, мы готовы оплатить и день тоже. Человек должен быть уверен, что он вошел в правильную дверь, а мы — что впустили в нашу дверь правильного человека. В случае с «тест-драйвом» у нас есть возможность пообщаться более глубоко и составить полное впечатление по 360 градусам. И подойти к нашему партнерству уже более осознанно. Это как в браке: мы же не идем под венец сразу после того, как сходили с человеком в кино или кафе.
В редких случаях могут и без общения замуж выдать…
Да, но в отличие от таких случаев у нас есть проблема выбора. И это изобилие играет с нами злую шутку. Часто люди приходят на собеседование без серьезного запроса, на базовых, гигиенических факторах: близость от дома или метро, соцпакет, оклад. Посмотрю, а дальше будь что будет. Но если рассматривать каждого сотрудника как инвестпроект — это большой фактор риска, когда человек без большого внимания относится к своему будущему работодателю. Есть вероятность, что спустя полгода или год он встанет и уйдет. И тогда этот инвестпроект для вас будет минусовой, потому что этот специалист первые полгода может только нарабатывать какой-то опыт и навык, и только потом он начинает что-то возвращать.
У тебя были промахи при найме?
Конечно, много.
Что не срабатывало?
(думает) Мы можем по-разному оценивать кандидатов. Некоторые считают, что человек должен заслужить доверие потом и кровью. А кто-то дает человеку возможность дорасти до той картинки, которую сам себе нарисовал. Мне кажется, что второй поход более человечный. Но тут есть риск, что твоя картинка может не соответствовать реальности и картинке в его голове. И первоначальная влюбленность, в которую ты сам захотел поверить, может спустя какое-то время разбиться о правду жизни. Кто занимается рекрутментом или подбирает людей регулярно, со мной согласится: бывает, что ты смотришь на кандидата и в какой-то момент начинаешь продавать его сам, говоришь: да, все-таки это он. Но в этом много не столько псевдолюбви, сколько завуалированной лени и малодушия: зачем я буду смотреть еще 10 кандидатов, когда этот уже классный.
И как быть?
Я заметил, что когда идет сильное сомнение и колебание между умом и сердцем, то с большей вероятностью этот человек не выстрелит. Не дорастет до того, кого ты бы хотел видеть на этом месте. Это не здорово, потому что рабочее место…
Упущенная выгода.
Там же могло быть больше жизни. Возьмем пример с менеджерами заказа — это люди, которые заключают договоры на дому. Есть менеджеры на уровне людей-брендов: они работают с невероятной эффективностью и отдачей, просто тотально включены в то, что они делают, и распространяют вокруг себя шлейф позитивных эмоций. Их уровень продаж может быть в два-три раза больше, чем у просто хорошего менеджера. А есть люди (и мы стараемся, чтобы у нас таких было как можно меньше), которые над собой усилие совершают. Приходишь ты, допустим, в кафе. Знаешь, что там хороший сервис. Но там оказался не тот человек. Выходишь — вроде и кофе тот же, и место, но ощущение, что тебе недодали. Хотя вопрос же не в сервисе, а конкретно в человеке. Может быть, у него было просто такое настроение. Но в следующий раз, возможно, не возникнет желания туда вернуться.